Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 322 комбинированного вида"

Педагог-психолог

 

   

 

ГОТОВИМСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

   1.   Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: «Детский сад – это такой большой красивый дом куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки ...и много интересных игрушек. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером (днем) заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного. А я расскажу тебе, что у меня интересного на работе.

 

2.   Помогайте малышу освоить как можно больше навыков самообслуживания: кушать, одеваться, пользоваться горшком, убирать игрушки.

 

3.   Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло и он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии ребенка о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

 

4.   Расскажите ребенку о режиме детского сада: что и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад.

 

5.   Поговорите с ребенком о возможных трудностях (можно в форме сказки), к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи «я хочу пить» и она нальет тебе воды». Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу «Воспитатель не может одеть сразу всех детей, тебе придется подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома с помощью игрушек.

 

6.   Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, делиться своими. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми.

 Говорите с ребёнком о том, что он уже достаточно взрослый, чтобы посещать детский сад

и, конечно, о том,

что Вы очень любите его и верите в его силы и способности!

 

 ИМИТАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель:

Развитие психомоторики и снятие эмоционально-мышечного напряжения.

 

Задачи:

1.   Развитие самосознания.

2.   Развитие ориентировки в пространстве.

3.   Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

4.   Развитие воображения и креативности.

5.   Формирование чувства «опоры» и «границ».

6.   Исследование психомоторных полей.

7.   Гармонизация эмоциональной сферы.

 

 

Упражнение «Росток»

 

            «Я предлагаю Вам превратиться в маленькие зёрнышки. Развеяло по земле осенью  маленькие зёрнышки (Дети расходятся на расстояние вытянутых рук). Зёрнышки очень-очень маленькие и очень-очень твёрдые (дети как можно сильнее сжимаются в положении «зародыша» на ковре).  Наступила зима, и зёрнышки тихо спят в тёплой мягкой почве, укрытой снежным покрывалом... Наступила весна.   Пригрело солнышко, согрелась и земля, согревая и маленькие зёрнышки, они проснулись и стали немного мягче, начали просыпаться. Снег растаял, поливая наши зёрнышки долгожданной водичкой, от которой они стали мягче, расслабились и почувствовали в себе пробуждение новой жизни (Дети в прежней позе расслабляют мышцы и немного покачиваются). Напитываясь силами земли-матушки, наши зёрнышки потихоньку превращаются в маленькие росточки и замечают появление первых нежных маленьких листочков (садятся, выпрямляют спинку, складывают ладошки вместе). Росточек не торопится, он бережно относится к своему листочку, ведь такой листочек есть только у него, потихонечку он начинает тянуться к солнышку (Вытягивают руки со сложенными вместе ладошками вверх, затем встают).Выходя на поверхность, росточек распрямляет свой окрепший ствол и укрепляет свои корни (Дети находят для ступней наиболее устойчивое положение). Проверив, что корни стоят достаточно крепко, наше деревце начинает вытягивать свои веточки к солнышку … и в стороны (Вытягиваем руки как можно выше и в стороны).Питаясь от матушки -  земли, согретое лучами солнца, деревце, осматриваясь по сторонам, любуется окружающим миром и другими деревьями и, раскачиваясь на ветру, танцует свой собственный танец, - так как нравится ему, как никто другой не сможет. Оно может сгибаться вперёд, наклоняться назад и в стороны, но не упадёт, потому что его корни очень крепко стоят на земле… И вот наши деревья со всей силы потянулись к солнышку: «Спасибо, ласковое солнышко!», затем склонились к матушке – земле: «Спасибо, земля – матушка!» Затем выпрямились и превратились в ребят, - сильных, здоровых, которые радуются солнышку и крепко стоят на своих ногах.

 

 

Упражнение «Рыбки»

 

Дети превращаются в рыб и свободно передвигаются (плавают) по комнате под весёлую музыку. Через 1-2 минуты музыка выключается и звенит колокольчик. По звуку колокольчика дети ложатся на пол, закрывая руками глаза – «рыбки спрятались». Психолог покрывалом  одного из ребят. Остальным предлагается угадать, кто спрятался. Игра продолжается 5-10 раз. По окончанию игры все дети ложатся на ковёр и отдыхают под спокойную классическую музыку (рыбки спят).

 

  

Упражнение «Колобок»

 

В гости к ребятам приходит психолог с игрушкой - колобком. Колобок радуется  тёплому приёму и предлагает послушать свою историю – знаменитую русскую сказку о колобке, в которой особенное внимание уделяется моменту приготовления колобка. Психолог показывает детям движения и звуки, имитирующие добавление ингредиентов в тесто и замешивание теста, а так же акцентирует внимание на том, что для того, чтобы колобок получился добрый да румяный, нужно лепить его добрыми руками.Затем колобок спрашивает:

- Как вы считаете, почему же я получился такой добрый, да румяный?(Потому что лепили тебя добрыми руками.)

- Ребята, хотите попробовать постряпать колобка своими руками?(Да.)

- А руки – то у вас добрые?(Да.)

- Тогда давайте попробуем.

Дети садятся вокруг покрывала, который в данный момент превратился в печь для приготовления колобка. Выбирается один из ребят на роль колобка. Он садится в центр покрывала. Под руководством психолога дети начинают заводить тесто (всё делается добрыми руками). Они сыплют на счастливца воображаемые ингредиенты, а затем начинают «замешивать» его, одаривая тёплыми дружескими прикосновениями ладоней, приговаривая: «Будь колобок мал, да удал, здоров, да умён, красив и весел». Затем психолог объявляет, что пришла пора сажать колобка в печь, оборачивает ребёнка покрывалом (с его согласия можно даже с головой), и, с помощью тепла рук всех детей, колобок готовится в печи, наполняясь «силой, здоровьем, добротой и радостью». Затем, когда сам «колобок» говорит, что он уже испёкся, его разворачивают и, любуясь, удивляются, какой он получился сильный, красивый, здоровый и радостный. Желательно, чтобы в роли колобка побывали все дети группы.

 

 

Упражнение «Порошок радости»

 

Психолог превращается в фею, которая с помощью волшебного порошка может насылать на ребят различные чувства, которые они проживают. Дети импровизируют под музыку разной эмоциональной окраски. Необходимо задавать не только базовые, но и более сложные социальные эмоции. Завершить рекомендуется чувством радости и любви.

 

  

Упражнение «Наполнение силой»

 

Психолог предлагает детям поиграть в Илью Муромца, который сначала был совсем ослабленный, а потом, напитавшись силой всех рек Руси, стал самым сильным из богатырей русских. Под спокойную классическую музыку дети ложатся на ковёр. Сначала психолог проговаривает, диктует детям расслабление всех частей тела, а затем музыка становится чуть более динамичной и части тела «наполняются силой». Начинать расслабление необходимо с конечностей, продвигаясь к голове. «Наполнение силой» напротив, начинается с головы и, дойдя до ног, дети встают на ноги, открывают глаза, поднимают руки вверх, «тянутся к солнышку», затем опускают руки до пола, повторяя за психологом: «Спасибо тебе, природа – матушка!»

 

 

Упражнение «Граница»

 

«Ребята, давайте вспомним сказку о внутреннем государстве.      Есть в той стране правитель, есть и слуги: Радость, Доброта, Искренность, Честность, Щедрость; есть и другие – Злоба, Ложь, Жадность. Как вы думаете, кого добрый правитель поставит на заставу? (Доброту, Радость, Честность, Щедрость.) Действительно, чтобы у человека было спокойное, радостное настроение, на заставе должны быть радость и доброта. Но порой, человека охватывает злоба. Это Злоба не просто даёт отпор вашему обидчику, возвращаясь затем в свой домик отдыхать до следующей надобности, а Злоба говорит: «Я  такая сильная. Это я должна управлять государством», и нападает на Доброту, пытаясь выгнать её с заставы. Задача же Доброты удержаться на заставе, оставаясь при этом доброй.

Далее детям предлагается разделиться на две команды: команда Злобы и команда Доброты. На полу обозначается граница (с помощью верёвки) заставы. Под музыку дети импровизируют: Злые подходят к границе и выражают злобу, гнев, «пытаясь напугать и разозлить» Добрых, которые стараются оставаться добрыми и радостными.

Необходимо дать возможность детям побывать в обеих ролях.

 

 

Упражнение

«Тропинка медленного превращения»

 

На полу по прямой линии раскладывается верёвка (ковровая или иная дорожка) длиной 3-5 м. Психолог объясняет детям, что это тропинка медленного превращения, и у неё есть два конца: на одном – зло, а на другом добро. Когда встаёшь на «злой» конец, то сразу начинаешь сердиться (психолог встаёт на «злой» конец тропинки, имитируя сердитое выражение лица, сжимая кулаки, можно даже порычать). Затем делаешь шаг в сторону добра, и твои кулаки потихоньку расслабляются, ты ещё по-прежнему сердит, но уже не так сильно. Шагаешь дальше, и становишься всё добрее и добрее.

Психолог предлагает детям попробовать превращаться медленно из злого человека в доброго. При этом дети шагают по одному, а психолог спрашивает у каждого ребёнка, насколько он испытывает злость, как ему это нравится, приятно ли ему. Задача психолога дать почувствовать и осознать детям, что злиться - не очень приятно, и возможно произвольно «превращать» свои эмоции.

 

 

Рекомендации для родителей будущих первоклассников.

 Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком»

Л. С. Выготский

 

         Почему  так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.
Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
     Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра (ведущая деятельность- эта та деятельность, которая в определённом возрасте ведёт развитие ребёнка вперёд, то есть способствует развитию интеллектуальных, психических и физических способностей ребёнка). В процессе игры у ребёнка развивается речь, мышление, воображение, память, произвольное поведение и др. (необходимые компоненты для  школьной деятельности в целом).

 

Школьная готовность — это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, психологическую и социальную готовность.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей, в развитии внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

 

    К 6-7 годам ребенок должен знать:

  •  свой адрес и название города, села, поселка, в котором он живет;

  •  название страны и ее столицы;

  •  имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

  •  времена года, их последовательность и основные признаки;

  •  названия месяцев, дней недели;

  • основные виды деревьев и цветов.

           Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. 

 

   Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя личностную и волевую готовность.

1. Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
2. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития.

3. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса. Очень важна роль родителей, от которых ребенок будет ждать понимания, принятия и помощи.

         Особое внимание уделите развитию усидчивости и волевых процессов: 
Научите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения и выполнять задания по образцу.

       Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребёнка:

• во время прогулок обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, туман, радуга; что, откуда берётся?, почему?, когда?, зачем?)
• учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта и школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
• развивайте связную речь. Учите ребенка пересказывать сказки и составлять рассказы по картинкам.

• научите ребенка считать и сравнивать количество предметов.
• развивайте мелкую моторику рук ребенка с помощью рисования, штриховки, раскрашивания, мозаики, лепки, нанизывания бусинок, пуговиц.
• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.

     Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми — и взрослыми и детьми.Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине. Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе» (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, проехаться в общественном транспорте. Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или — детский вариант — дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно ребенка научить переживать неудачи. Главное, чтобы малыш понимал: когда Вы оцениваете его, Вы даете оценку не его Личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

     Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка. В школе малыш может попасть в ситуацию сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

      Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе — хвалите за готовый результат. Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и бегать можно в определенное, «шумное» время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены. Давайте ребенку чаще альбом для рисования, пластилин. Пусть творит, тренируя тем самым мелкие мышцы кисти и улучшая координацию движений пальцев. Если будущий ученик будет время от времени учить стихи наизусть, его память, станет намного лучше. Просите ребенка рассказывать стихи родственникам, знакомым, соседям. Тем самым вы поможете сформировать у ребенка навык выступать перед аудиторией, который потом ему очень пригодится.

     

     Хвалите ребёнка даже за самые маленькие успехи. Всегда! Не скупитесь на ласку: поцелуи, объятия, ласковые слова – все это нужно и Вам, и ребенку. Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи! 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"